24.02.2015

Знатный помидоровод

Обзор 26 сортов томатов. Прошлогодний опыт.
 Было у меня в прошлом году столько помидоров, что знать не знала, куда их девать. По прежнему забитая ими - помидорками черри - морозилка. В погребе куча банок, не съеденные и , в общем, уже не хотимые. Конечно, щедро делилась с соседями ( забрали несколько ведер, больше уже не хотели) и сестре перепадало, и все же...Много было лишней продукции, так сказать, которая бесславно закончила свои дни на компосте. ( Тут мне стыдно, но я просто не справилась с переработкой). Поэтому с учетом прошлогоднего опыта ( а опыт по помидорам у меня был впервые в жизни) , в этом году резко сокращаю свои посадки. 
Итак, в прошлом году я посадила на рассаду 26 сортов помидоров. Садила на рассаду, няньчилась с ней, потом эту рассаду раздавала направо и налево, и все таки получилось у меня больше ста кустов. Кажется, 120. Расскажу немного о сортах ,что помню. Вот они все.
Черри и маленькие.
Средние - сливки всякие и небольшие. А может и крупнее бы выросли, да мои технологии выращивания им не дали росту)). Хотя, кажется, Дар Заволжья был больше среднего.
Крупные. 
Черри было очень много.  Самый плодовитый и бешенного роста -это Спрут сливка. Летом вроде казался вкусным. Но вот в заготовках я поняла, что помидорки тугие, с толстой кожицей. И в морозилке у меня их полно до сих пор. Но на будущее для себя определила как сорт по вкусу - не очень. А самые вкусные и , наверно, самые красивые кустики -это Вишни, желтые и красные. Их было прямо какое то неприличное количество . У Саппоро и Сантьяго от Гавриша - плохая всхожесть, и я их толком даже не помню. Импортный сорт, привезенный дочкой из Испании, рос у меня в цветнике)) Посадила его для красоты. Этот "малыш", якобы балконный -горшечный, вымахал под метр , и был с помидорками размером с небольшое яблоко. Я за ним вообще не ухаживала, и уже при заморозках просто выдернула куст, обвешанный и цветками, и завязями, и помидорками. Я до сих пор в недоумении - может, я сорт перепутала, и тут рос какой нибудь середнячок? В этом году опять попробую этот эксперимент). Вывела для себя опыт - Вишни сажать обязательно, как и Медовую каплю ( сладкие и вкусные , но всхожесть была невысокая) , но все таки любые черри надо поменьше  садить.
Теперь про средние помидорки. Самые -самые -и вкусные, и сладкие и очень много-  желтые и оранжевые -Солнышко и Кавалер. У Солнышка, помню, всхожесть была 100%. И черные. Вот их я перепутала, но помню, что были очень вкусные. Для себя решила найти какой нибудь черный сорт крупный.Для салатов прямо вот очень. Амурский тигр симпатичный сорт, некоторые были крупные помидорки, вот прямо такой с полосочками, как на картинке. Такой же и Дон Жуан, помню , что симпатичные прожилки, но вкуса особо не помню.  Но тоже стенки плотные, в консервации они тугие, на мой взгляд-сорт не очень. Дар Заволжья-отличный сорт, сердечки с носиками, на кусте были и крупные , и средние, которых было большинство.  У меня кустов этого сорта было немного, наверно, всхожесть не высокая. А так сорт понравился. Еще очень урожайный был Рома. Я знаю, что гибриды отличные по урожайности, но не совсем поняла, что это за гибрид. Обычно на гибридах пишут F1. Здесь же написано VF. Кто нибудь знает , в чем различие? Единственное, что я знаю про гибриды-что с них нельзя брать семена. Сортность у след. поколения не сохраняется. Рома у меня пошел на консерванию - томаты в собственном соку. Заготовки вкусные, удлиненные томатики как в детстве, из дефицитных болгарских банках. ))

БОльшая часть средних помидорок у меня пошла на консервацию, на сушку в электросушилке, и я попробовала вялить помидоры в духовке - наверное, это самое -пресамое вкусное из них блюдо получилось. 
Еще для себя делаю памятку-в это лето делать заготовки в морозилку крученные, чтобы шкурки от черри не вытаскивать из кастрюли)). Ну и еще вялить больше помидорок и сушить-это самые вкусняшки из них. И еще закрутка от Дианы-ну очень превкусный рецепт! Хотя и островат)) Диана-спасибо тебе большое! Однозначно - буду повторять. 
Из крупных ну самый самый плодовитый, и все как один, выровненные помидоры, и все по одному только в ладонь-это гибрид Бобкат. Помню, насоветовала его продавщица. Оказалось, и правда.-супер сорт. Я не помню особой вкусноты от него, но вот сорт-как на выставку. На пакете написано-особенно подходит для соков.  Я его крутила на заготовки - заливать помидорки поменьше в собственном соку. А так мне больше всего по вкусу понравился- 100 пудов. Мясистый, вкусный и интересной формы - дольками)) Этот сорт надо себе сохранить на постоянное пользование. Может, смогу даже свои семена со временем собирать. 
Очень вкусный и очень мясистый, это Космонавт Волков. Я про него начиталась, что чуть ли не самый вкусный сорт в мире. Ну и купила. Что сказать - ну порадовал, сильно, вкусные большие помидорины вот какого то именно деревенского типа - когда пложоножка как бы утоплена . На салаты-прямо супер. Одного на салат-достаточно. Я не могу сказать, что он самый вкусный на свете, черные мне показались вкуснее. Но и опыта у меня пока маловато. Но однозначно - буду его садить еще и еще.
Отличные были и Бычье сердце и  Розовый титан. 

Показалось, что урожайность у Титана невысокая. Как и Русский размер ( у этого еще и всхожесть плохая была). Но и огрешностей в мой первый год посадок было много. Может, что то недосмотрела.  Теплицы у меня нет, все росло через выращивание дома рассады, потом на земле. На высокорослые помидоры часто не было и опор у меня, помощника у меня нет, а сама не успевала все делать. Поэтому думаю, что часть урожая могла бы быть выше. Это так, теоретически, урожая все равно было большой избыток. Еще попробовала посадить в землю семечки, как делают мои соседи - местные старички-вообще не понравилось-ни урожая толком, ни силы в кустах. Хиленькие заморыши выросли. 
Чтобы не запутаться в посадках , придумала маркировать - помидоры-П и номер, баклажаны, Б и номер и перцы так же.  А вот после высадки стало сложнее- втыкала одноразовые ложки возле кустика и подписывала несмываемым маркером. маркер может и не смывается, но от солнца все выгорело, так что я мало что помню, где что росло. А что помню, то и вам рассказала). А у кого нибудь есть надежный способ маркировки кустов на грядках? Я вот ничего не могу придумать. а надо. В этом году у меня на посадку приготовлено 33 сорта. Сорта посажу все, но постараюсь сильно уменьшить количество кустов. 
Буду закругляться я с этими помидорами. В этом году еще не посадила, спешу закончить шитье. Посадила только баклажаны и перцы. 
До новых встреч, друзья!

56 комментариев:

  1. Как интересно! Я в этом году буду искать и садить помидорки балконные. Ой, уже пора наверное. :)
    Приятно, что понравился рецепт. У нас в этом году такие помидорки закрученые самыми первыми закончились. ;) Если вам остро, может поменьше уксуса положить? А вот огурчики точно очень острые.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Диана, мне не остро, мне в самый раз!)) А какой рассол вкуснючий-просто отвал башки! У меня еще не закончились, просто других всяких разных томатов еще полно. насчет балконного-+я бы тебе выслала немного семечек испанского балконного, пиши, если надо, просто боюсь -можно ли через таможню?

      Удалить
    2. Леночка, спасибо!
      Вроде семена нельзя по почте пересылать... я столкнулась с этим когда хотела тётушке на Украину тюльпаны отправить.
      Даже еслиб можно было, пока от тебя дойдут семена, уже рассада должнабы быть. :)))) Спасибо!

      Удалить
  2. Ничего себе - 26 сортов! Это ж какой подвиг! Вкусные записала, особенно черрики, спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия-я же не огородница! я, скорее, ботаник-мне интересен сам процесс)) поэтому хочется попробовать много сортов.

      Удалить
  3. Помидоры не сажу и не планирую даже...
    Но зачиталась, оторваться не могу!
    Лена, вот спасибо за такие подробности внусные!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Наташа, спасибо за информацию. Все записала, и передала маме, она у меня главный по помидоркам :) Правда для Сибири наверное все будет не так плодовито :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, ошиблась случайно, не Наташа, а Лена конечно! Сорри-сорри, думала о чем то другом и опечаталась...

      Удалить
    2. Ninoka-ну вот я тоже из сибири переехала. так у меня сестра там сажала тоже на землю, ну парники , конечно, вначале прикрывались, а так тоже все росло, вроде))

      Удалить
  5. Лена - ничего себе.... Даже не представляю такого количества!
    У нас все садится в парник, и гораздо в меньших масштабах. Приблизительно уже знаю, ЧТО у нас едят, чего вообще НЕ стоит закатывать и СКОЛЬКО за зиму съедаем.
    Если много помидор - готовлю томатный сок. Тоже самое из яблок - соковарка - лучший друг. А из жмыха с соковарки шикарные густые джемы для пирожков выходят. Только если планирую делать джем - яблоки чищу, удаляю внутренности. В случае "просто сок" это делать не нужно.
    О маркировке кустов. Помогут одноразовые ножички ( пластиковые) и маркер перманентный ( который не стирается) Сначала я подписываю стаканчики. Потом - ножички. И втыкаю ножи ручкой вниз возле самого куста - все до осени видно, ничего не смывается.Купила упаковку этих ножей в оптовке - мне на 2 года их хватило! Да, и упаковки не выбрасываю... Так потом легче ориентироваться. И часто фотографирую. Понравился какой-то сорт перца, кладу его рядом с упаковкой - сфоткала.
    Про баклажаны С некоторых пор не сажу их((( Очень привлекают колорадских жуков в огород. Так что будьте внимательны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Maryysia-о! соковарку я тоже уже купила, правда, в самом конце лета, еще не успела попользоваться. Планирую на этот год ее хорошо использовать. про ножички-так это тоже самое, что у меня с ложками-на ложках писала, ножку от ложки-в землю-ну и вот на ложках! даже повернутых в сторону внутрь куста, все равно все выгорело! ((( вот думаю, или солнце у нас термоядерное, или маркер не качественный был. баклажаны у меня тоже удались, потом про них напишу, и колорада не было. я просто все посадки делаю вперемешку с цветами-ноготки, бархатцы. наверно, все таки отпугивает жука. Хотя вот на картофеле все равно были.

      Удалить
    2. Лена - наверное, дело не в солнце и не в маркере... Мы всё просто в парник сажаем - а там не выгорает....
      О жуках - странно... У нас они первее на баклажаны летели, а потом уже на картошку....

      Удалить
  6. Лена, спасибо! Записала сорта, рвану завтра в магаз!
    Даешь такой же пост по перцам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Перец Солнышко - плоский толстостенный и необычайно вкусный!

      Удалить
    2. Галя-будет пост, просто у нас уже перцы и баклажаны посажены. )) да и там не такое количество у меня сортов, меньше))

      Удалить
  7. Дааа... После такого поста трудно удержаться и по-наглому не напроситься в гости ))))))))))
    Дочитывала с большим полотенцем - утирала слюнки :DDD На даче теплицы нету, да и была бы - не наездишься за 50 км. Думаю, может, на балконные замахнуться? общем, душу, Лена, ты мне разбередила )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лида, ко мне в гости-можно! особенно жду гостей( с умыслом помощников)))) летом, в страду.

      Удалить
  8. У вас хорошо помидоркам, тепло. Вот посоветую оооочень вкусный Японский трюфель. В Краснодаре у вас есть маг. Леруа мерлен, у них продаются они. Есть и Японский трюфель черный, но обычный красный мне больше нра.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина-да, слышала про трюфели! Очень люди хвалят, но у себя в станице не нашла, а выписывать-это только на след. сезон. Но себе в тетрадь уже записала))А Краснодар все таки далековат от меня, не каждый день туда поедешь, только пару раз за год могу.

      Удалить
    2. У меня есть немного семян, напиши адресок, вышлю. Еще успеешь посадить в этом году)

      Удалить
    3. Ирина! Уже письмо отправила!))) скоростная я на такие дела, однако. Вот бы в других делах так успевала))

      Удалить
  9. Ну вот...Шитье - шитьем, а помидоры - тоже очень насущная тема :-) Лена, спасибо большое!
    И "Медовую каплю" знаю, и "арбузики" полосатенькие тоже сажала - порадовали количеством и постояннностью, а вот "Вишню" возьму на вооружение. Кстати, уже не первый год вялю помидоры, со специями и оливковым маслом. Супер-рецепт!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля-да! вяленые и я так , со специями делаю-и правда-оторваться невозможно.

      Удалить
  10. Лена, вот спасибо тебе!!! Я прям как начала читать, так сразу блокнот и ручку взяла и стала конспектировать. :)) теплицы нет пока, а в наших условиях без нее плохо, но все равно сажаю по-немногу. Люблю как пахнут, мимо пройду и рукой по кусту проведу - балдежь. :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. verbochka-ой, да, понимаю, у меня тут столько запахов летом, что и в дом не хота заходить, так с утра до вечера иной раз в саду и...пока не падаешь))

      Удалить
  11. Лена, спасибо тебе за информацию! Мы в этом году в первый раз помидорничать будем, боязно, что не вырастет ничего =) Но я набрала только разных черри - крупные томаты не любим, а черри лопаем с удовольствием =)
    А вяленые томаты - действительно очень вкусно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня-ну вот я точно как ты)) Думала, что помидорки черри-самые вкусные на свете. В супермаркете купишь их веточку на подложке-так за счастье было. А вот когда их избыток-тогда только понимаешь-как же тяжело их столько много, мелких, собирать, когда крупные снял и -один, на салат сразу. да и крупные, Ання, свои тоже очень вкусные. Ну и не бойся-я тоже боялась, а оказалось-помидоры-самая легкая культура, наверно. ну с рассадой если выращивать.

      Удалить
    2. спасибо за напутствие, Лен, будем пробовать =)

      Удалить
  12. Лена! Спасибо большое за обзор! Я тоже, как и Галя-Вербочка, все записала, буду пробовать! Очень полезная информация!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля-на здоровье)) ну только это всего лишь опыт одного года))

      Удалить
  13. Вот это урожай! Спасибо за полезную информацию. Тоже хочу попробовать в этому году посадить черри:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дарья-черри надо садить, сладкие и вкусные, особенно, у кого детки есть, но все таки не в больших количествах. Замучаешься потом их собирать.

      Удалить
    2. Спасибо за дельный совет! Непременно учту!

      Удалить
  14. Благодарим за интересный пост о помидорах!

    ОтветитьУдалить
  15. Ого! Лена, куда столько?!! Я в шоке ))) Из знакомых сортов только бычье сердце углядела :)
    Еще мне нравится Яблонька России (средние и обильные красные) и золотая капля (маленькие желтые грушевидные).
    Мы сажаем три сорта каждый год, и еще раздаем рассаду.
    Хотя, после твоего поста, еще пару сортов прикуплю :)))
    Из помидоро-расходных рецептов мне всех больше понравился кетчуп :) а какой из него болоньезе!... На следующий год буду больше крутить :)
    А вот про вяленые помидорки не слышала... А их как едят?

    А VF - это, по-моему, обозначение устойчивого к фитофторозу сорта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, я ж первый раз садила! Откуда я знала, сколько надо?Ну и участок у меня огромный, мне хотелось хоть чем то его засадить. )) А вот кетчуп у меня еще стоит без дела, почему то. В супчики и на зажарку есть черри из морозилки.

      Удалить
    2. Оля! забыла про вяленные помидоры ответить. Оля, если их оставить на противне после того, как приготовились, то к следующему дню ты их можешь не увидеть-уничтожаются мгновенно. особенно, если семья большая. ну а если все таки удалось от семьи втихую их сделать-я их залила маслом и в банке, в холодильнике. Уже осталось совсем чуть чуть(((( я их берегу берегу.

      Удалить
  16. Ленусь, могу рассказать, как моя бабушка семена собирала: очень просто -брала самый большой красивый спелый помидор,он у нее на блюдечке в темном месте при комнатной температуре "дозревал" до упора, потом семена выбирала-сушила на марлечке и уСЁ....Ну,это я так по детству помню.Возможно какие-то секретики еще были.PS: Слюнки текут-текут-текут.......(Ирина-Фунтичек)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ой, и я кажется такое немного помню! стояли помидорки, и тоже-это не кушать, это на семена. Ну вот пора и мне свои семена заводить. Выгодно со всех сторон. Фунтичек, дорогой, ну что ты слюнями давишься? приезжай летом, ну в самом деле, 300 верст то всего...для нас, бешенных))))))

      Удалить
  17. я только начинаю огород - у меня три сорта. А тут целое поместье томатов!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга-так я не огородница! )) мне как ботанику-интересен сам процесс. поэтому в этот сезон у меня еще больше сортов томатов. а что такое три сорта? одни и те же собирать...мне было бы скучно)

      Удалить
  18. Посмотрела, слюнями подавилась )) У меня черри не растут, ну штук 5 помидорок может вырастет.. Да и обычные помидоры, в прошлое лето сажала, может пару кг зеленых успели до фитофторы собрать... Хочу в жаркий Краснодарский край из холодного Сергиева Посада )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, да какой же Сергиев Посад холодный?)) вот Сибирь моя бывшая-это да! и то сестрица всегда умудрялась помидоры нормальные вырастить.
      У вас там фитофтора-у нас другая беда-горят от солнца. вся пыльца сгорает, точнее, вроде стерилизуется при такой жаре. .сама не знаю, как у меня помидоры получились, соседи на свои очень жаловались.

      Удалить
  19. О, Елена, замечательный и очень полезный пост! Впереди весна - страда посевов, а ваш опыт и комментарии очень полезны, большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
  20. Спасибо что поделились опытом. Я в этом году тоже экспериментирую. Мне было поучительно прочитать Ваш опыт. Посеяла 46 сортов. Не знаю или получится но планирую на подоконниках вместо цветов (у меня летом на окнах с внешеней стороны всегда были петунии и герань) хочу балконные томаты и зелень там разную перчик острый ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна-было бы интересно тоже почитать о вашем опыте)) У меня тоже уже больше сортов получилось, кажется, около пятидесяти. аж самой страшно.

      Удалить
  21. Елена, чтобы не запутаться с сортами томатов, я рисую схему посадки, например , в теплице или на грядках. Беру лист бумаги, расчерчиваю схемы грядок и отмечаю на них крестиком каждый кустик и пишу название сортов. Обвожу каждый участок, сразу видно где,сколько и что посаженео.Также поступаю и с картофелем и с другими овощами.Лист висит в коридоре,рядом карандаш. Идешь в огород и смотришь.Удобно, никогда путаницы не было.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, я тоже пыталась в тетради что то записывать. но у меня трудность в том, ч то я посадки делаю смешанные, у меня огромный участок, почти полгектара, и все растянуто везде.
      Спасибо, что поделились своим опытом!

      Удалить
  22. Удобно маркировать с помощью выжигателя На дощечках Ещё выдавливают название сорта на алюминиевых полосках но их птички уносят

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, ух ты, какие продвинутые методы! Я про такие даже не слышала!))Спасибо, задумаюсь теперь)

      Удалить
  23. Лена, поделись опытом, как вялить помидоры в духовке. Очень интересная статья, хоть я и не огородница, читала, и рассказываю своим подружкам твой опыт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля-там эти помидорки нужно порезать вдоль( лучше сорта удлиненные, ну или небольшие средние помидорки. разложить на противне срезом вверх, плотно, посыпать специями и солью и перцем, и в духовку надолго. Вот точно не помню, сколько, надо в инете искать рецепт, но точно помню, что температура невысокая, даже очень маленькая-вот помидоры там и вяляться))

      Удалить